Обморок на уроке физкультуры

Внезапная смерть – на физкультуре. Из-за чего на уроках умирают дети?

Министр образования Ольга Васильева озвучила статистику: за прошлый год на физкультуре погибли 211 детей. Если вычесть из 273 учебных дней каникулы, праздники и выходные дни, получается, что ежедневно в одной из российских школ умирал ребёнок.

Рассказывает врач выс­шей категории, детский кардиолог Анна Верещагина.

В каждом конкретном случае заключение даёт специальная комиссия, расследующая факт гибели. С врачебной точки зрения внезапная смерть у детей может быть обусловлена разными причинами – как кардиологическими (врождённые пороки, опухоли, нарушения ритма, кардиты, кардиомиопатии, лёгочно-гипертензионные кризы) с развитием острой сердечной недостаточности, так и заболеваниями центральной нервной системы (эпилепсия, опухоли головного мозга). К сожалению, о существовании такой проблемы у ребёнка родители могут и не знать. Однако всё может быть диагностировано при своевременном обращении к специалистам.

Причина № 1. Пропущенные врождённые пороки сердца

Теоретически такой ситуации быть не должно. По плану диспансеризации, в 1 год, затем в 3 года (перед дет­ским садом) и 6–7 лет (перед школой) в обязательном порядке дети должны проходить медицинскую комиссию, в состав которой входит и врач-кардиолог, который обязан направить ребёнка на стандартные исследования – эхокардиографию (ЭхоКГ) и электрокардиографию (ЭКГ). ЭхоКГ (или УЗИ сердца) позволяет оценить работу сердца, его анатомическое строение, сократительную способность желудочков, измерить давление в полостях, что необходимо для исключения врождённой и приобрётенной аномалии сердца и лёгких. ЭКГ анализирует работу проводящей системы сердца, выявляет её нарушения, в т. ч. и опасные для жизни. При подозрении на нарушение ритма у ребёнка врач направляет его на дообследование – суточное мониторирование ЭКГ и консультацию детского аритмолога.

Так должно быть в идеале, но на деле часто происходит иначе. Бесплатные исследования осуществляются по предварительной записи, очередь на них в среднем – 3–5 недель, а родители нередко приходят в последний момент перед подачей документов в школу.

В такой ситуации врачу остаётся либо предложить родителям пройти исследование платно (что нередко заканчивается жалобой главному врачу на «вымогательства со стороны врача»), либо отказать в выдаче заключения (что также заканчивается жалобой). Есть ещё один вариант – взять с родителей честное слово пройти УЗИ сердца в ближайшее время и выдать заключение исключительно на основании результатов ЭКГ. Но это недопустимо, поскольку однократно выполненное ЭКГ да ещё «на короткой плёнке» в целях экономии бумаги не даёт полную информацию о работе сердца.

При некоторых невыявленных пороках развития сердца трагедия может произойти даже при средних физических нагрузках. Но ещё опаснее, когда недообследованные дети, стремясь заработать баллы перед поступлением, решают сдать нормы ГТО, требующие абсолютного здоровья и серьёзной подготовленности. Поэтому врачи настаивают, чтобы перед сдачей норм ГТО и соревнованиями дети проходили полноценное кардиологическое обследование (эхокардиографию, ЭКГ с нагрузкой, суточное мониторирование ЭКГ) для исключения жизнеугрожающих нарушений в работе сердца.

Причина № 2. Перенесённые вирусные заболевания

Нередко после перенесённых вирусных заболеваний развиваются миокардиты (воспаление сердечной мышцы), воспаление сосудов сердца (аортиты, коронариты). Это приводит к снижению сократительной способности миокарда, нарушению его кровоснабжения (в том числе и проводящей системы сердца), к развитию сердечной недостаточности и жизнеугрожающих аритмий. Существуют разные формы этих заболеваний (острые, подострые, хронические), которые могут протекать незаметно. Поэтому после выздоровления от вирусной инфекции (особенно тяжёлой) ребёнок должен быть освобождён на две недели от занятий физкультурой и обязательно пройти ЭКГ.

Причина № 3. Обморок

Причина обморока может быть связана как с нарушением работы сердца (остановка сердца, вегетососудистая дистония), так и с патологией центральной нервной системы (опухоли, эпилепсия), заболеваниями эндокринной системы (гипогликемия, сахарный диабет), неправильным развитием позвоночника (аномалия Киммерле) и т.д.

Сердечно-сосудистая система быстро растущего детского организма крайне уязвима. В подростковом возрасте у многих детей возникает вегетососудистая дистония по ваготоническому типу – состояние, при котором отмечается склонность к гипотонии. Резкое падение артериального давления может привести к обмороку, при котором неудачные падения чреваты смертельным повреждением мозга.

Поэтому, если ребёнок жалуется на головокружение, головную боль, периодически теряет сознание, обязательно обратитесь к специалисту и пройдите необходимое обследование.

Причина № 4. Курение и «модное» питание

Многие подростки курят и употребляют энергетические напитки. Опасно, если это происходит непосредственно перед уроком физкультуры. Никотин вызывает спазм коронарных артерий и на фоне физической нагрузки, когда происходит учащение ритма сердца и уменьшается время для его кровоснабжения, возникает ситуация по типу ишемии миокарда, что чревато развитием острой сердечной недостаточности.

Ещё одна проблема – особая система питания, которую выбирают подростки, озабоченные своей фигурой. Они исключают из рациона жиры и заменяют приём пищи протеиновыми коктейлями. Однако исключение одного компонента пищи провоцирует раннее и быстрое развитие атеросклероза коронарных артерий, приводящее к ишемии миокарда, развитию острой сердечной недостаточности и внезапной остановке сердца.

Обратная сторона проблемы

Есть много детей, которые в раннем возрасте перенесли операции на серд­це. Но они ведут обычный образ жизни. Занимаются в спортивных секциях, как говорится, без фанатизма, для здоровья. Но для занятий им, как и остальным детям, нужно получить справку от кардиолога. А врачи, напуганные страшной статистикой, такую справку выдавать отказываются.

Это неправильно – сердце ребёнка может нормально развиваться лишь при наличии адекватных физических нагрузок. Чтобы показать, что для детей, перенёсших операцию на сердце, спорт возможен и неопасен, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева и «Лига здоровья нации» провели футбольный товарищеский матч между командой ребят, которым была выполнена операция на открытом сердце, профессиональными футболистами и известными артистами.

Использованные источники: www.aif.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Телку затрахали до обморока

  Повышенный гемоглобин обморок

  Широкий зрачок при обмороке

  Вид кожи при обмороках

Обморок на уроке физкультуры

Смерть на уроке физкультуры. За два дня до гибели комиссия военкомата признала подростка здоровым

Неделю назад минского школьника Никиту Храмцова проводили в последний путь. Мальчик умер на уроке физкультуры 147-й столичной школы. Мы узнали подробности трагедии и попытались выяснить, можно ли было помочь подростку. За два дня до смерти комиссия военкомата признала Никиту здоровым.

В тот день Никита был в хорошем настроении, рассказывают одноклассники. Перед уроком физкультуры была география, подросток шутил, смеялся, он не выглядел бледным. А когда в спортивном зале школы началась пробежка, на втором-третьем круге упал.

Бежавшая за Никитой девочка рассказывает: «Это было начало урока. Прозвенел звонок, мы построились, прошли несколько кругов, размялись (походили на пятках, поднимали руки вверх) и только начали бежать легким бегом, когда это все случилось». Обычно физкультура в этом классе проходила так же: построение, разминка, легкий бег и потом — кто играет в волейбол, кто — в баскетбол. Никита всегда играл и активно занимался на физкультуре, говорят одноклассники.

Никита упал лицом вниз, даже не попытался выставить руки. «Я подумала, что он споткнулся, и даже переступила через него, посмеялась», — рассказывает девочка. Сразу же подбежали его друзья. Ученики позвали учителя физкультуры, который находился в конце зала. Мы пытались привести его в чувство, потому что думали, что упал в обморок, но Никита не поднимался. Все начали говорить, что нужно вызывать скорую. Друг Никиты набрал с мобильного номер скорой помощи, — рассказывает десятиклассница. Учителя физкультуры подносили к носу подростка нашатырь, легонечко били по щекам, говорит одноклассница.

Как сообщили в комитете по здравоохранению Мингорисполкома, бригада скорой медицинской помощи прибыла в школу через 11 минут после вызова, но могла только констатировать смерть мальчика.

Приступ на соревнованиях

В детстве Никита активно занимался карате — около 5 лет, рассказывает его брат Максим. А примерно 4 года назад на соревнованиях по карате у Никиты был такой же приступ. Спасли тренеры: не дожидаясь вызванной скорой, они делали мальчику искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Тогда скорая помощь увезла подростка в больницу. В поликлинике ему дали направление на всевозможные обследования: кардиограмму, томографию, рассказывает брат. «На Никиту даже вешали специальный прибор, — говорит Максим, — который фиксировал работу сердца в разное время суток». С прибором мальчик ходил неделю. В итоге в карточке у подростка написали «здоров». «Врачи списали все на подростковый возраст», — говорит Максим.

Однако в тот раз, говорит Максим, подростка не направили на УЗИ сердца. А сейчас после вскрытия в морге родственникам сказали, что «оно на 100% показало бы проблемы с сердцем».

Вскрытие показало, что у мальчика был врожденный порок сердца. «Дополнительные отростки, которых в норме не должно быть. С такими отклонениями при высокой эмоционально-физической нагрузке сердце может остановиться», — передает слова врачей Максим.

После случая на соревнованиях Никита бросил карате. Но в школьных соревнованиях участвовал. «Он играл в футбол, баскетбол, выступал за школу и район на соревнованиях. А еще участвовал в интеллектуальных играх и олимпиадах — Никита очень хорошо учился, у него были высокие оценки», — говорит брат.

Подросток редко болел, и везде ему ставили диагноз «здоров», так что был в основной группе по физкультуре.

Всего за 2 дня до смерти Никита прошел комиссию в военкомате

И тут поставили диагноз «здоров». «Просто поставили печать, и всё, — предполагает брат мальчика. — Я знаю, как там обследуют (Максим недавно отслужил в армии. — TUT.BY). На комиссии спрашивают, есть ли жалобы, если жалоб нет — всё. А Никита никогда не жаловался».

Максим говорит, что когда он проходил комиссию, тоже были подозрения на проблемы с сердцем. «Врачи сразу сказали, что нужно пройти дополнительное обследование на лучшей аппаратуре. А там, куда направили, что-то быстренько посмотрели и сказали, что все нормально, пойдет в армию».

«До приезда скорой Никита дышал»

Родственники мальчика не понимают, почему в школе Никите не оказывали первую медицинскую помощь.

Одноклассники рассказывали, что до приезда скорой Никита дышал. «Дети говорят, что он пытался дышать. А приехавшая скорая сказала, что он сразу умер, как упал», — говорит Максим. Следом за скорой приехал отец мальчика.

Брат приехал через час. Учителя говорили, что не имеют права даже дать таблетку, обязаны вызвать скорую и ждать, рассказывает парень. «Сказали, что это большая ответственность. А вдруг они будут делать массаж сердца и что-то повредят, от чего Никита умрет. Мол, их могут обвинить медики, — возмущается, -они боялись взять на себя ответственность».

Раньше в каждой школе и детском саду на постоянной основе работала медсестра. Но несколько лет назад указом президента медсестры были выведены из штатного расписания школ. И теперь медсестра из поликлиники «ведет» несколько школ сразу, то есть не присутствует в школе постоянно.

Медсестра, закрепленная за 147-й школой, работает на 6-7 школ, сказали в администрации учреждения. На момент трагедии в учреждении она отсутствовала.

Должны ли учителя оказывать медпомощь?

Молодой учитель физкультуры, у которого на уроке все и случилось, работает в 147-й школе всего чуть больше месяца. До Нового года физкультуру у класса вела женщина. Ей пришлось уволиться, после того как на уроке в зале мальчик залез на баскетбольный щит и упал с него. Как рассказывают школьники разных классов, у мальчика треснула кость руки. «Учитель отпустила мальчика домой, хотя должна была что-то сделать», — объясняют причину увольнения дети. В самой школе ситуацию не комментируют.

А что должен делать работник учреждения образования, если ребенку нужна медицинская помощь? Подобные вопросы возникают у многих родителей.

«Однажды моего ребенка сильно «обсыпало» после прогулки в детском саду, — рассказывает мама детсадовца. — Воспитательница стала раздевать его перед сном и рассказала о сыпи по всему телу у малыша медицинской сестре. Все, что та сделала, позвонила мне и попросила принести справку о том, что ребенок не заразен. Я, конечно, возмутилась. А если бы ребенку резко стало совсем плохо: аллергия — это не шутки. На что медсестра ответила, что антигистаминное средство она дать не могла. В аптечке у нее только парацетамол и то — никакие средства она давать ребенку не может, мол, я не доктор».

Другая родительница передает сказанное ей работниками учреждения образования: «Медсестер нет, и если хоть что-то случится с ребенком, мы не должны оказывать помощь. Мы должны только вызвать скорую и ждать ее».

Действительно, в Кодексе об образовании сказано, что помощь ученикам должны оказывать учреждения здравоохранения: «Обучающимся в учреждениях общего среднего образования (домов-интернатов, суворовских училищ и так далее), профессионально-технического, среднего специального и высшего образования медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством государственными организациями здравоохранения по месту нахождения соответствующего учреждения образования».

Работник учреждения образования несет ответственность за жизнь и здоровье учащегося, который находится в учреждении во время организации образовательного процесса, консультируют в Министерстве образования.

Общие рекомендации, как и в каком случае можно оказывать медицинскую помощь, есть в программе курса медицинской подготовки, который проходят в 11-м классе школы. Такая программа есть и в педагогических университетах, говорит специалист министерства.

Но помощь помощи — рознь. Остановить кровь, наложить шину, обеспечить неподвижность сломанной руки, дыхание рот в рот — учитель может, потому что правила первой медицинской помощи распространяются на всех, не только на учителей, считают специалисты.

«Если ребенок бежал и разбил нос, учитель будет останавливать кровотечение. А вот если на глазах у ребенка начала развиваться аллергическая реакция, работник должен быстро вызвать скорую помощь. Но ни в коем случае не давать таблетку. Откуда педагог может знать, а вдруг у ребенка аллергия на эту таблетку?»

В серьезных случаях педагог не всегда способен сориентироваться, какая помощь необходима и своими действиями может навредить, отмечают в министерстве.

Конкретно, какую медицинскую помощь учитель может оказать сам (и при необходимости вызвать скорую), а в каком случае — обязан только вызвать скорую помощь и ждать врачей, похоже, в инструкциях не прописано. «На уровне Министерства образования таких инструкций нет», — сообщили в министерстве.

В законе «Об охране труда» указано: «работник немедленно сообщает нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих, учащихся, несчастных случаях, произошедших в учреждении, оказывает содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения». Это же прописано в должностных инструкциях учителей 147-й школы, сообщают в администрации.

«В данном случае школа оказала всю необходимую доврачебную помощь, — комментирует случившееся директор 147-й школы Петр Меланич. — После гибели мальчика ни одного обращения правоохранительных органов и Следственного комитета в школу не было».

Использованные источники: news.tut.by

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Широкий зрачок при обмороке

  Ребенок при плаче задыхается и падает в обморок

  Напрягся и упал в обморок

  Острая сердечная недостаточность обморок коллапс шок

Почему дети умирают на уроке физкультуры?

В начале февраля в Минске на уроке физкультуры умер 10-классник. А до этого был 16-летний баскетболист, четыре года назад — первокурсник Лингвистического университета, которому стало плохо на физкультуре. А еще лицеист из Ивацевичей , солдат из Слуцкого района… И ведь никто из парней не жаловался на здоровье! Отчего же они погибли?

«Предотвратить сердечную смерть практически невозможно»

Мы попробовали разобраться в причинах таких внезапных смертей с профессором 2-й кафедры внутренних болезней Белорусского государственного медицинского университета Евгенией Трисветовой .

— Проблем с сердечно-сосудистой системой, от которых люди могут умереть в молодом возрасте, великое множество, — комментирует доктор медицинских наук Евгения Леонидовна. — Бывают случаи, в которых ничего невозможно сделать: некоторые изменения можно обнаружить только под микроскопом. Бывают редкие изменения: например, аномалии проводящей системы сердца, не выявляемые обычными инструментальными методами исследования. Как предотвратить внезапную сердечную смерть? Она не называлась бы внезапной, если бы это было возможно! Например, человек cо стабильным течением ишемической болезни сердца может спокойно жить, принимая рекомендованные препараты, а потом вдруг моментально умереть. Спровоцировать нестабильность миокарда может любая причина — начиная от безобидной на первый взгляд активности на солнце.

НА ЗАМЕТКУ

Что могут сделать родители, чтобы обезопасить своих детей?

1. Проверить наличие врожденных патологий

— Родители 90% детей не приводят их на профилактическое обследование. Нужно хотя бы раз в год делать электрокардиограмму и эхокардиограмму. Если нет никаких изменений, аномалий и жалоб, можно спокойно жить. Если есть, стоит сделать суточное холтеровское мониторирование: повесить приборчик, который отследит все изменения ритма.

У детей может обнаружиться наследственная патология сердца — гипертрофическая кардиомиопатия (утолщение стенок сердца), протекающая без патологических симптомов. Может быть аномалия коронарных сосудов, которую просто так не распознаешь: для этого нужно искать, целенаправленно контрастировать сосуд. Может быть аневризма (расширение) аорты, которая приводит к разрыву сосуда. Выявить патологию без специальных методов практически невозможно.

Разрыв аорты может случиться даже в 9 лет. Впрочем, есть способы его предупредить: существуют особые признаки, которые может распознать доктор. Ребенок, у которого есть такая проблема, не должен бесконтрольно заниматься спортом. Существует также проблема незаращения овального окна, за которой нужно следить. Встречается пролапс митрального клапана. Эти аномалии могут протекать безобидно, но в период роста ребенка необходимо контролировать изменения, в том числе с помощью УЗИ .

2. Опасаться резких ударов в грудную клетку

— Столкновение и удар в прекардиальную область может вызвать внезапную смерть. Резкий удар в грудную клетку может провоцировать развитие инфаркта миокарда или смертельное нарушение ритма сердца. Такое возможно и во время занятий физкультурой (дети могут баловаться и сильно ударить тяжелым мячом), во время занятий контактными видами спорта (футбол, хоккей, регби).

3. Не позволять детям вести сидячий образ жизни

— В мире, в котором гаджеты и компьютерные игры вытеснили физические нагрузки, даже обычные уроки физкультуры могут быть опасны. В 13 — 15 лет при быстром росте часто встречается несоответствие кровоснабжения органов их размерам: сосуды не успевают расти и полноценно снабжать органы — в нашем случае мозг и сердце — должным образом. У нетренированных подростков небольшие нагрузки могут вызвать значительные изменения кровоснабжения органа, нередко именно сердца. А вот постоянные дозированные физические нагрузки позволяют пережить благополучно пубертатный период.

4. Проверять сердце после простуды

— Справку об освобождении от физических нагрузок на две недели в школе дают не для того, чтобы ребенок снова не простудился. После 3 — 4 дней бактериальной или вирусной инфекции может развиться воспалительный процесс в сердце — миокардит. Его симптомы: астенизация, утомляемость, ощущения в области сердца. Иная мама может и отмахнуться. Но нужно быть внимательным. Поражение сердца может протекать малосимптомно: ребенок неактивный, у него субфебрильная температура тела (около 37 градусов), плохой аппетит. Поизмеряйте температуру, проанализируйте его состояние, прислушайтесь к жалобам ребенка. Не нужно пренебрегать признаками: обратитесь к врачу, сходите в поликлинику! Через две недели после выздоровления нужно обязательно сделать ЭКГ и сдать анализ крови.

СПРАВКА «КП»

Евгения Леонидовна Трисветова – доктор медицинских наук, профессор. Стаж работы – 42 года. Автор более 300 печатных работ. Член Белорусского общества кардиологов, Российского общества кардиологов и Европейского общества кардиологов.Об этом после недавней трагедии в минской школе мы поговорили с учителем физкультуры с 18-летним стажем Павлом Воюшем.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Учителю позволено сделать только искусственное дыхание»

— Почему учитель не имел права оказывать медицинскую помощь умирающему ребенку?

— Нам это по инструкции не положено, чтоб не нанести дополнительный вред. Единственное, что может учитель, если беда случилась, это сделать искусственное дыхание захлебнувшемуся ребенку, когда занятие проходит в бассейне или на речке во время отдыха в летнем лагере. Или вот растирать детей на морозе во время лыжной подготовки тоже нельзя.

— Все так жестко контролируется?

— А как же! Учитель не врач, и помогать на авось — это по меньшей мере безответственно. Допустим, тьфу-тьфу-тьфу, ребенок споткнулся, упал и заработал перелом. Если его неправильно поднять или попытаться вправить сустав, могут быть тяжелые последствия.

— В каких тогда случаях необходима помощь учителя?

— Как я уже говорил, искусственное дыхание, потому что оно не терпит отлагательств и этому обучены все инструкторы. Также был случай у меня в работе с мальчиком, который страдал эпилепсией. Когда у него случился припадок, естественно, вызвали медсестру. Ребенку оказали помощь. На будущее она сказала, что если ее не будет на месте, ребенку нужно разжать челюсть, между зубов вставить какую-нибудь деревяшку или ложку, чтобы он не задохнулся. Но потом все равно вызвать «скорую».

«Несчастных случаев с сердцем на других уроках больше, чем на физкультуре»

— Как в школах следят за здоровьем детей?

— В начале каждого учебного года учитель видит в классном журнале, какая группа здоровья у каждого ребенка. Решение, с какими нагрузками должен заниматься физкультурой ученик, принимают доктора. Причем если раньше обследовались поточно все вместе в начале года, то теперь каждый индивидуально проходит медобследование перед своим днем рождения.

— Мальчик, который умер, накануне падал в обморок. Не должна была ли эта ситуация стать предупреждением учителям, что нужно снизить нагрузки?

— Упал в обморок он не в школе, даже не на тренировке, а на соревнованиях — это важно отметить. А уже последствия проявились на физкультуре. Я бы советовал в случае потери сознания проследить, чтобы сын или дочь прошли углубленный медицинский осмотр. Нет времени — хотя бы написать записку для классного руководителя или учителя. Недавно я был на лекции, на которой было сказано, что 80% сердечных заболеваний — врожденные и скрыты при поверхностном осмотре. Для меня было неожиданным узнать, что на других уроках несчастных случаев с сердечниками бывает больше, чем на физкультуре. Там различные переживания: поставили двойку, опозорился перед классом, поссорился с друзьями и так далее. А тут — в основном движение, позитивный стресс.

— Учителя не могли как-то предугадать, заметить, что с мальчиком что-то не так?

— Опытный учитель обычно видит, если с ребенком что-то не так. Будь то высокое давление или прихрамывающая походка. Часто по внешнему виду можно определить, какой пульс у подопечного. И если видно, что ученик не в порядке, наполовину снижает нагрузку или вовсе отменяет упражнение для него. Но если серьезных проявлений не увидел даже специалист на личном медосмотре, то требовать от учителя предвидеть их в спортзале с полусотней человек. При всем желании это сложно.

«Все накинулись на учителя, потому что ребенок умер на физкультуре»

— Если бы ученик занимался, допустим, плаванием, а не каратэ, нагрузка на организм была бы меньше?

— Ну что значит меньше? В спортшколах одни нагрузки, у тех, кто ходит просто поплавать вечером — другие. В школьном бассейне или зале нет задачи подготовить спортсменов.

Если ребенок занимается спортом профессионально, то ему и дают соответствующие нагрузки. На уроке в любом случае подобной интенсивности достичь невозможно: другие, неподготовленные, дети ее просто не потянут. Мы на физкультуре не куём рекордсменов — мы оздоравливаем и развиваем детей. По опыту знаю, что не пропускающие уроки дети даже гриппом болеют реже и поправляются скорее.

— Как бы вы советовали вести себя родителям школьников, чтобы предотвратить подобную трагедию?

— В первую очередь, со вниманием и заботой относиться к здоровью своих детей. Потом объяснить сыну или дочери: если что-то заболело, появились непривычные ощущения — это не стыдно, это не значит, что ты слабак. Это значит, что нужно не стесняться и предупредить взрослого, который находится рядом.

Как-то ко мне на урок семиклассница пришла с синяком. Спрашиваю, мол, откуда. Отвечает, что ничего страшного — в обморок упала. Нагружать ее не стал, посадил на лавку… А если бы не спросил? Понимаете, дети тоже должны понимать особенности своего организма и говорить учителю, если что-то не так. Поверьте, никому не хочется, чтобы произошло ЧП. Сами понимаете, что к детям, которых учишь по несколько лет, прикипаешь как к своим. Иногда поблажку даешь, даже когда у них просто настроение плохое, не говоря уже о самочувствии, ведь физкультура — это удовольствие от движения, игр, неформального общения в классе, а не работа на рекорд.

Читайте также

Врачи пересадили 21-летней девушке лицо, после того, как она уничтожила свое собственное

Три года назад американка Кэти Стаббфилд выстрелила себе в голову из ружья [видео]

Витамин D: победа над хронической усталостью и простудой

Летом мы чувствуем себя бодрее и здоровее, испытываем эмоциональный подъем и даже реже болеем

Сходят с ума и набирают лишние килограммы: проживание в однушках опасно для здоровья

Особенно сильно нехватка личного пространства может сказаться на детях

Какую ссобойку лучше всего давать ребенку в школу?

Правильное питание поможет улучшить память и работу мозга

Нейрохирург Арнольд Смеянович: Часто болит голова? Сделайте МРТ, чтобы исключить онкологию

Когда надо срочно оперировать опухоль головного мозга и зачем пересаживают стволовые клетки — знаменитый нейрохирург накануне юбилея рассказал «Комсомолке» [фото]

Возраст суррогатной матери и право на заморозку яйцеклеток: что изменится в Законе о репродуктивных технологиях

Почему в жару отекают ноги и сильно болят?

Причиной отеков и болей может служить такое заболевание вен, как варикоз. И это очень серьезно!

Сколько можно пить на самом деле: новейшее исследование о нормах алкоголя

Ученые из Университета Кембриджа выяснили, как влияет алкоголь на продолжительность жизни и какая доза спиртного не повредит здоровью [инфографика]

Врач-гинеколог Диана Мардас: «Женщины переживают бесплодие в одиночестве»

Как подгадать пол будущего ребенка и почему репродуктивная функция может облениться?

Уход за волосами летом: как защитить волосы и кожу головы от палящего солнца?

Специальный комплекс ореховых масел восстанавливает сухие и ломкие волосы, предотвращает образование секущихся кончиков и делает ваши волосы здоровыми и блестящими

Нас учит Сеть, как молодеть: эксперты рассказали, работают ли самые популярные антивозрастные лайфхаки из Интернета

Правда ли, что вода с лимоном натощак, сон на спине в прохладной спальне и другие советы помогают замедлить старение

Невролог Юлия Рушкевич: Онкология — одна из причин боли в позвоночнике

Какая страшная болезнь убивает за считанные месяцы, о чем могут говорить боли в спине и как пациенты случайно сами себя травмируют — в интервью «Комсомолке» рассказала невролог Юлия Рушкевич

Возрастная категория сайта 16+

Использованные источники: www.kp.by

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Телку затрахали до обморока

  Повышенный гемоглобин обморок

  Ребенок при плаче задыхается и падает в обморок

  Вид кожи при обмороках

Почему на физкультуре массово умирают дети

Смертельный урок

За минувший год в школьных спортзалах скончались 211 детей – такую страшную статистику обнародовала в начале октября министр образования Ольга Васильева. При этом речь идёт не о гибели в результате травм, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Почему школьники всё чаще умирают после элементарных физических нагрузок?

Нынешний учебный год начался с трагедии: в сентябре во время физкультуры внезапно потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области. Похожая история следом произошла в Сибири. 17 октября в одной из школ Железнодорожного района Красноярска на уроке физкультуры умер 10-летний ребёнок. Мальчику стало плохо во время бега. Вызвали «скорую», ребёнку пыталась помочь школьный врач, но спасти его не удалось. По предварительным данным, школьник скончался из-за проблем с сердечно-сосудистой системой.

Министерство образования возлагает вину на родителей. Там считают, что главная причина в их нежелании сообщать об имеющихся у детей болезнях, из-за чего у школ нет полных и достоверных сведений о состоянии здоровья детей. При этом в ведомстве подчёркивают: практически каждый современный школьник имеет одну-две хронические болезни. Причину этого чиновники видят в недостаточной физической активности детей из-за чрезмерного увлечения компьютерами, телевидением, сидячего образа жизни, раннего пристрастия к курению и неправильного питания.

О здоровье детей учителя сейчас действительно знают мало или почти ничего.

С 2012 года медицинские карты в школах принимают только в том случае, если об этом попросят сами родители. После заявления Васильевой о смерти 211 детей Минздрав предупредил: с 1 января 2018 года вступит в силу приказ, согласно которому результаты регулярных профилактических осмотров детей будут направляться сотрудникам школы. Причём с рекомендацией, насколько интенсивно конкретному ребёнку можно заниматься физкультурой.

Ренат АКЧУРИН, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии, академик РАН:

– Болезни сердца – это не удел старшего поколения. Дети с сердечными проблемами встречаются сейчас так же часто, как и взрослые. Но ребята в отличие от взрослых не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Если у ребёнка наблюдаются периодические приступы слабости, возникает желание прилечь после активной физической или умственной нагрузки, отмечаются синюшность кожных покровов, одышка или отёчность, если ребёнок хотя бы один раз терял сознание – его срочно надо вести к врачу.

Медосмотр для галочки

Однако школьные профилактические осмотры – тема особая. Чтобы пройти настоящую, а не для галочки диспансеризацию, нужен день, а то и два-три. Судите сами: только для расшифровки кардиограммы в поликлинике требуются сутки. Со своей стороны, школы, проводя эти осмотры, стремятся свести «прогулы» уроков к минимуму. К тому же после оптимизации во многих районных поликлиниках остались далеко не все специалисты. Потому и проводятся подобные мероприятия зачастую формально. В прошлом году в лицее, где тогда училась моя дочь, вообще объявили, что диспансеризацию можно проходить по желанию. Это желание изъявили порядка 10 человек, которые утром со школьной медсестрой пошли в районную поликлинику, сдали там кровь, были осмотрены терапевтом и окулистом, после чего «осмотр» закончился. В результате всё чаще встаёт вопрос о том, чтобы родители обследовали детей сами, причём в платных медучреждениях, потому что, повторюсь, районные поликлиники стремительно «оптимизируют» специалистов.

Однако многие ли смогут позволить себе обратиться в платную клинику? К тому же для настоящего полноценного осмотра порой требуется глубокое исследование. Ведь школьники умирают на физкультуре не от проблем со зрением или слухом, а по причине серьёзных заболеваний, о которых их родители даже не подозревали.

По словам заместителя директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского НЦССХ им. А.Н. Бакулева, профессора, академика РАН, известного российского кардио­лога Юрия Бузиашвили, прежде всего стоит обратить внимание на шумы в сердце, которые диагностируют у очень большого процента новорождённых. Раньше это было редкостью, а сейчас это выявляют едва ли не у каждого пятого малыша. Ребёнок с такой патологией должен быть обязательно поставлен на учёт у кардиолога и регулярно проходить обследования у квалифицированного специалиста. «На базе НЦССХ им. А.Н. Бакулева мы проводим мониторинг состояния детей со всего постсоветского пространства. Если бы вы знали, сколько врачебных ошибок приходится выявлять, сколько врождённых пороков сердца мы находим», – признаётся профессор.

Тем не менее профессор Бузиашвили полагает, что причину смертей детей на уроках физкультуры невозможно определить однозначно. «В каждом случае имела место конкретная причина или совокупность причин, связанных со здоровьем определённого ребёнка. Наша задача сейчас – предотвратить подобные трагедии и определить меры профилактики. Первое, что должно насторожить и родителей, и учителей, – это отставание ребёнка на физкультуре, его вялость, апатия, нежелание много двигаться. Такой ребёнок в обязательном порядке должен быть обследован. Ведь детям от природы присуща физическая активность», – считает он.

К тому же, добавляет Юрий Бузиашвили, не все дети одинаково переносят проблемы, сопровождающие переходный возраст: «У ребят есть особенность – адаптация к быстрому взрослению. Не все одинаково переносят гормональную перестройку организма. Тут я снова повторюсь: необходимы регулярные медицинские и профилактические осмотры. Если родители видят, что за год их ребёнок вырос на 10–20 сантиметров, необходимо задуматься: все ли его органы нормально адаптировались к столь быстрому росту и взрослению?»

Учесть стоит ещё такой момент. Приказ Минздрава «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» содержит рекомендуемые нормативы, по которым на одного врача должно приходиться в школах – 1 тыс. учеников, а на одну медицинскую сестру – от 100 до 500 учеников. Согласно этому же приказу при школах должны быть медицинские кабинеты. При этом за их финансирование отвечают не органы здравоохранения, а органы образования. Однако в редкой школе у врача или медсестры есть все необходимые медикаменты. К тому же, как правило, в школах нечасто можно встретить по-настоящему хорошего врача или опытную медсестру, имеющую навыки оказания помощи в экстренных ситуациях. Вот и вызывают школьные медики «скорую», которая когда ещё приедет…

Вопросы вызывает и учебная программа. Как известно, школам сейчас предоставлена большая самостоятельность в выборе, причём коснулось это не только математики, литературы и физики с химией, но и физкультуры. Каждый учит детей быть спортивными по-своему. Кто-то практикует закаливание, выводя учеников в майках и трико на занятия физкультурой на улице при +10 0С, кто-то вводит экзотические виды спорта, вовлекая в это и мальчиков, и девочек. К тому же недавно вернулась система ГТО, нормативы которой по замыслу чиновников должны сдавать все школьники. Да, физические нагрузки необходимы. Но для того, чтобы спорт не превращался в смертельные игры, необходимо, на мой взгляд, разработать единые стандарты физических нагрузок для школ, завести медицинскую базу данных на каждого без исключения ребёнка и сделать медосмотры не формальностью, а реальностью, причём регулярной.

Если верить международной статистике, особенно часто проблемы со здоровьем встречаются у детей-спортсменов. 38% всех спортивных травм и заболеваний, связанных с этим, приходятся на возраст от 6 до 12 лет. У мальчиков в возрастной группе от 12 до 17 лет самые большие риски. На их долю приходится 17% всех травм и заболеваний, большая часть которых требует врачебной помощи и лечения.

Использованные источники: versia.ru

Похожие статьи